Стоит присмотреться к общемировой экономике, и сразу бросается в глаза отличие Apple от окружающих компанию конкурентов. Это единственная корпорация, всегда стремящаяся к революционным вершинам. Наименьший общий знаменатель – не для нее. Как удалось Стиву – после того, как он провел десятилетие в изгнании, отлученный от своего творения, следя за тем, как дивный остров становится скучным и серым, как его колонизируют и напрочь стирают его культурную память – вдохнуть в компанию дух величия?
5 октября 2011 года его не стало. Я просмотрел замечательную подборку афоризмов от Джобса и выудил семь уроков для тех индивидуумов и корпораций, кто жаждет успеха в роли бизнесмена в ХХI веке.
Смысл. «Будете до конца жизни продавать газировку или хотите изменить мир?» - знаменитый вопрос, заданный Стивом Джону Скалли. Иными словами: потратите жизнь на работу, которая вас не вдохновляет, на дело, которое того не стоит и ничего вашей душе не говорит?
Дизайн. «Дизайн – особое слово. Многие думают что, дизайн – это внешний вид. Копайте глубже, дизайн – это то, как вещь устроена и как она работает». В какой бы сфере вы ни трудились, присмотритесь, что Apple сотворила с дизайном, как глубоко она им овладела. По сути дела, компания преобразила всю отрасль. Вы же не скажете, что Gap преобразила легкую промышленность? Что McDonald изменил наши представления о питании? Нет, и еще раз нет!
Величие во всем. «К красивому комоду мастер не прибьет сзади фанеру, пусть даже эта сторона обращена к стене и ее никто не видит». Мы тонем в океане скучных, ничтожных и предсказуемых пустяков. Если хотите возвыситься над океаном посредственности, не ограничивайтесь тем, чтобы поставить в месяц очередные 99 галочек-инноваций. Стремитесь к подлинному, а не мнимому величию.
Вкус. «Единственная проблема Microsoft – отсутствие вкуса. У них нет абсолютно никакого вкуса». Для великих свершений требуются не только легионы бухгалтеров и армии усердных тружеников – требуется просвещенное, культурное суждение, иными словами – вкус. Не хочу никого обидеть (раззадорить – хочу), но противоположность вкусу – пошлость, а мы как раз добрались до кульминации пошлости в истории человечества. В современном мире обслуживающий вас продавец не в состоянии произнести ваше имя (а вы – его), в огромных универмагах забывают привести в порядок битком набитые полки, товар становится с каждым днем дешевле, а смотрится так, словно его создавали в упоительных мечтах продюсер реалити-шоу, Франкенштейн и автор комиксов. В таком комиксе малая толика вкуса – это супероружие.
Стройте храм. «Ваша работа занимает значительную часть жизни. Удовлетворение получит лишь тот, кто по-настоящему верит в свою работу. А чтобы верить, чтобы сделать что-то стоящее, надо любить свое дело». И если вам хватило отваги приняться за дело своей жизни, так соорудите храм, а не конуру. Если шедевр сунуть на полку в супермаркете, выйдет примерно то, о чем рассуждал легендарный Ферран Адриа, гений среди поваров, когда ему предложили применить неслыханную, революционную технологию молекулярной гастрономии в KFC: для рекламы оно хорошо, но ведь в фастфуде посетитель заглотнет еду и забудет. Он не станет смаковать, он не оценит вкус. Оттенки, сложности, тонко проработанные детали, вдохновение, творчество – все, что составляет шедевр, нуждается в храме, в таком месте, где это произведение люди смогут открыть для себя, исследовать, оценить. Такое место, в котором люди готовы удивляться и восхищаться. В экономике эти два условия должны дополнять друг друга: если хотите знать, почему же не работает такой храм, как Sony Style, то и тут ответ прост: храм пуст, вместо шедевра в него поместили дешевку. Зато Apple Store – одна из самых успешных розничных цепочек в современном бизнесе, и успех она обеспечила себе не только прекрасными товарами, не только прорывным дизайном, но и предоставив покупателям красиво оформленное место, где покупатели наслаждаются и новыми технологиями, и дизайном. Поняли?
Не стройте казино. «Снижение расходов не спасет Apple. Только инновации вытащат компанию из болота». Этот принцип как раз понять нетрудно – осуществить сложнее. Вдумайтесь: сколько у Apple долгов? Ноль. Не в смысле, «какая-то пара миллионов», а в смысле «ни единого цента». В эпоху, когда все труднее устоять перед блестящими соблазнами капиталистического казино, Apple осуществила на практике то, во имя чего многие организации бьются и никак не могут добиться: выстроила корпорацию с настолько надежным финансовым управлением – из пушек не пробьешь брешь в обороне. Стива не привлекали манящие огни и рев игрального автомата, выплевывающего джекпот – он строил навеки.
Без компромиссов – только лучшее. «Мы создавали Mac не для других, а для себя. Точка». Расхожее мнение – Стив-де никогда не прислушивался к клиентам. Он и сам этим бахвалился. А вот скажите, вы знаете другого гендиректора, который настолько не прислушивался бы к клиентам, что находил время отвечать на письма мальчишки-фаната (а то и тролля)? Стив был одержим вниманием к деталям: и да, он не «прислушивался», он хотел угадать самые невероятные ожидания, а потом еще и совершить прыжок веры – далеко за пределы всего, на что клиенты смели надеяться. Вот что он делал, а не искал наименьший общий знаменатель нынешних тенденций и не потакал изменчивым вкусам. Прыгал через голову клиентов – создавал не новый продукт, а целиком новые рынки. С этой логикой наперевес Apple порождала или обновляла рынок за рынком.
Источник: http://hbr-russia.ru/liderstvo/psikhologiya-liderstva/p14663/#ixzz3YDmccUoo